Шторы к сиреневым обоям

Шторы к сиреневым обоям

взято отсюда http://www.osinka.ru/Moda/Colour/10_02/

Рисунок. Упрощенный цветовой круг
состоит из 6-ти локальных цветов нейтральной температуры: желтого,
оранжевого, красного, фиолетового, синего и зеленого. Понятие
локального цвета было введено в обиход Леонардо да Винчи. Так
называют чистые цвета, лишенные оттенков и примесей.
(рисунок: Надежда Азарова)

Надежда Азарова

Разделение оттенков на теплые и холодные для многих начинающих
изучать колористику является одним из самых сложных вопросов. В этой
статье мы досконально разберемся в температурной характеристике цвета
и научимся определять цвета в группу «холодные» и в группу
«теплые», опираясь на простую и понятную схему.

Прежде всего, для предварительного знакомства с темой я рекомендую
две своих статьи: «Цветовой
круг по Иттену» и «Контраст
теплого и холодного». В этих статьях вы получите базовое
представление о составлении цветового круга и о температурном восприятии
цвета. Здесь же мы сосредоточимся на практическом и утилитарном подходе
к теме теплое-холодное.

На картинке вы видите упрощенный цветовой круг из 6-ти цветов.
Три цвета в нем — желтый, красный и синий — являются основными цветами.
Остальные три цвета — оранжевый, фиолетовый и зеленый — являются производными
от них, так называемыми цветами второго порядка. Все многообразие
оттенков каждого из цветов мы как бы упаковали в единый сектор круга,
гладко закрашенный усредненным локальным цветом.

Принимаем три постулата:

  1. Оранжевый цвет — это теплый полюс круга. Оранжевый совмещает
    в себе солнечную теплоту желтого и горячий огонь красного, поэтому
    является самым теплым из всех возможных цветов.
  2. Синий цвет — это холодный полюс круга. Он находится на
    другом конце диаметра от оранжевого.
  3. Все цвета круга имеют нейтральную температуру. Каждый
    цвет в круге — это локальный чистый цвет без какой-либо примеси,
    имеющий нейтральную температуру (не теплый — не холодный). Название
    «локальный цвет» было введено Леонардо да Винчи
    для обозначения чистых цветов, лишенных оттенков и примесей. Отклонение
    от локального цвета дает нам нюансы цвета — его теплые и холодные
    оттенки.

Рисунок. Правило для определения
температуры оттенков: со стороны теплого полюса расположены теплые
оттенки цвета, со стороны холодного полюса — холодные нюансы.
(рисунок: Надежда Азарова)

Теперь представьте себя человеком, который может ходить по этому
кругу в любом направлении. Этот образ поможет нам сформулировать
правило для определения теплого и холодного оттенка любого цвета
в круге.

Правило.

Если мы подходим к цвету со стороны теплого
полюса, то видим его теплые оттенки. Если мы подходим к цвету
со стороны холодного полюса, то видим его холодные оттенки.

Обсудим это правило на примерах по каждому из цветов круга.

Фото. Холодные зеленые оттенки
обладают добавкой капельки синего.
(фото: Александр Азаров)

Зеленый. Подойдя к зеленому со стороны теплого полюса мы увидим
сочетания желтого и зеленого — свежая зелень, салатовый, оливковый,
болотный. Это теплые нюансы зеленого. В каждом из них угадывается
теплая желтая нота. Подойдя к зеленому со стороны холодного полюса
мы получим холодные нюансы зеленого — синевато-зеленый, мятный, нефритовый,
малахитовый, изумрудный. Эти цвета охлаждены капелькой синего.

Желтый. Подойдя к желтому со стороны оранжевого полюса мы
увидим теплые нюансы желтого: медовый, золотистый, кукурузный, янтарный.
Эти цвета кажутся наполненными солнечным светом. Подойдя к желтому
сектору со стороны синего полюса мы получим основной холодный нюанс
желтого: лимонно-желтый. Холодных нюансов желтого мало, потому что
этот цвет очень быстро теряет свою ясную желтую природу при добавлении
примесей другого цвета и переходит либо в зеленую гамму, либо в серовато-желтовые
оттенки (которые мы тоже считаем холодными, потому что солнечный пигмент
в них приглушен).

Фото. Холодные нюансы красного
особенно заметны на контрасте с теплым красно-оранжевым.
(фото: Александр Азаров)

Красный. Нюансы красного со стороны оранжевого полюса носят
явный теплый характер. Это — коралловый, томатный, кирпичный, огненно-красный,
оранжево-красный, цвет красной рыбы (семга, лосось). В каждом из этих
оттенков чувствуется добавка желто-оранжевого цвета. Подойдя к красному
со стороны холодного полюса мы получим холодные нюансы — фуксия, малиновый,
вишневый, бургунди. В этих оттенках заметно наличие синего пигмента.


Фиолетовый. Теплые и холодные оттенки фиолетового очень легко
перепутать между собой без такой схемы, потому что сам по себе фиолетовый
цвет априори холодный, особенно по сравнению с оранжево-красным. Но
если считать фиолетовый локальным цветом нейтральной температуры,
то как бы справа и слева от него образуются тональные оттенки: чуть
более синеватые и чуть более красноватые. Первые мы называем холодными,
а вторые — теплыми. Глядя на фиолетовый со стороны теплого полюса,
мы видим теплые оттенки фиолетового — красно-фиолетовый, красный виноград,
розовато-фиалковый. Со стороны синего цвета мы находим у фиолетового
холодные нюансы — лиловый, лавандовый, сиреневый, аметистовый.

Рисунок. Оранжевый — особенный
цвет из-за своего положения в цветовом круге. Он защищен от воздействия
холодного полюса основными цветами с каждой стороны — желтым и
красным.
(рисунок: Надежда Азарова)

Оранжевый. Оранжевый — это особенный цвет. Как следует из
главного постулата, это абсолютно теплый цвет. Холодных нюансов оранжевого
нет, потому что подойти к нему со стороны синего полюса никак нельзя
— с одной стороны оранжевый защищен красным цветом, а с другой стороны
он защищен желтым. И красный, и желтый являются основообразующими
цветами круга, поэтому вся зона между ними по короткой стороне состоит
только из их смесей. Синий пигмент есть только у цветов, расположенных
между желтым и красным по длинной стороне круга. Этими цветами влияние
синего в цветовом круге собственно и ограничено. Поэтому теплых нюансов
у оранжевого сколько угодно — медный, кирпичный, ржавый, медный, коричнево-медовый,
а холодных нет вообще.

Синий. Синий в отличие от оранжевого не является таким защищенным,
поэтому у него есть теплые и холодные нюансы. Холодные нюансы синего
идут со стороны сине-фиолетовой гаммы. Это васильковый, кобальтовый,
ярко-синий электрик, индиго, небесно-голубой. Если подойти к синему
со стороны теплого полюса мы получим условно-теплые оттенки синего.
Это морская волна, бирюза, лазурно-голубой. В отличие от холодно-синих
с фиолетовым отливом, гамма условно-теплых оттенков синего согрета
капелькой желтого. Бирюзу можно легко принять за холодный оттенок
зеленого, потому что в ней больше синего, чем желтого. Но по некоторой
условности между стилистами ее принято относить в теплую гамму.

Вообще говоря, тона бирюзовой группы часто вызывают много
расхождений в оценке теплоты. Бирюзовые оттенки расположены между
синим и зеленым, потому их еще называют просто сине-зелеными оттенками.
С одной стороны их можно трактовать как холодные нюансы зеленого (смотрим
на зеленый сектор круга со стороны холодного полюса), а с другой стороны,
как теплые нюансы синего (смотрим на синий сектор круга со стороны
теплого полюса). Грань между тем, когда оттенок еще сохраняет явную
зеленую природу, и тем, когда он уже перешел в сине-голубые оттенки
— очень тонка. Увидеть всю ее условность нам поможет следующая иллюстрация.

Рисунок. Бирюзовые тона занимают
промежуточное место между синим и зеленым, поэтому их оценка затруднена
очень тонкой гранью между тем состоянии, когда бирюза скорее зеленая
как хвоя (и тогда мы ее считаем холодным зеленым нюансом), и тем,
когда бирюза становится синеватой, как морская волна (и тогда
мы ее считаем теплым синим нюансом).
(рисунок: Надежда Азарова)

На схеме выше вы видите фрагмент цветового круга от зеленого до синего,
вытянутый в одну линию. По мере добавления к зеленому капелек синего,
цвет становится все более морским, пока не станет полностью синим,
пройдя все оттенки бирюзовой гаммы. Разделив эту зону условно на часть
«еще зеленая» и часть «уже синяя», мы получим
холодные оттенки зеленого цвета и теплые оттенки синего цвета.

Фото. Теплые фиолетовые нюансы
характеризуются красноватым подтоном.
(фото: Александр Азаров)

В общем виде, можно сказать, что все холодные оттенки отличает
наличие синего подтона (отлива), а все оттенки теплой группы — наличие
желтого подтона. Почему мы добавляем именно желтый, а не оранжевый?
Дело в том, что оранжевый хоть и является самым теплым цветом, это
все-таки производный цвет, цвет второго порядка, образованный смесью
желтого и красного. Все цвета круга составлены из основных цветов
— красного, желтого и синего. Поэтому, анализируя состав цвета на
глаза, мы определяем сколько в нем именно желтого, а не оранжевого.

Исключением из этого правила являются оттенки фиолетовой группы.
Как оранжевый защищен от воздействия синего цвета другими основными
цветами (красным и желтым), так и фиолетовый защищен от воздействия
желтого цвета парой красный-синий. Поэтому фиолетовый приобретает
теплые нюансы, когда в нем виден красноватый подтон, а не желтый.

Ярче всего правило синего и желтого подтона проявляется на цветах
нейтральной группы: сером, белом, коричневом и бежевом. Эти оттенки
не представлены на цветовом круге, поэтому к ним можно подмешивать
как холодящий синий оттенок, так и согревающий желтый оттенок.

Фото. На тканях с рисунком определить
теплый он или холодный можно, ориентируясь на фон ткани или общее
ощущение от принта.
(фото: Александр Азаров)

В любом случае, когда вам нужно определить теплый или холодный оттенок
перед вами, сразу представляйте себе мысленно схему круга из 6-ти
цветов и старайтесь определить позицию вашего оттенка относительно
локального цвета. Он вероятнее расположен со стороны теплого полюса
или со стороны холодного? В случаях сомнений сопоставляйте оттенок
с эталонным нюансом данного цвета, который можно запомнить по названию.
На сравнении двух цветов всегда проще принять решение в сложном случае.

Если вам нужно определить теплоту-холодность на тканях с рисунком
из разных цветов, ориентируйтесь на доминирующий цвет (фон) или общее
ощущение от принта, если фон теряется под изобильным рисунком. Небольшая
примесь оттенков с другой температурой не меняет общего цветового
звучания материи и даже наоборот, зачастую придает ей большую красоту
и притягательность.

Практическое применение деления оттенки на теплые и холодные ярче
всего прослеживается в теории цветотипов. Холодные оттенки цветов
составляют зимнюю и летнюю палитру, а теплые оттенки — весеннюю и
осеннюю. Подробнее о палитрах и цветотипах читайте в статье «Цветотипы:
увидеть разницу. Часть 1.»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *